Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 22:22

Официальный сайт МКОУ Каменская НОШ-д/с

Меню сайта
Категории раздела
Консультации для родителей [15]
наш банер
Работа в России
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Консультации для родителей » Консультации для родителей

Информационный буклет по проблеме жестокого обращения с детьми
27.03.2016, 22:23

Информационный буклет по проблеме

жестокого обращения с детьми

 

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие жестокое обращение с детьми‖? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого обращения с детьми их родителями? Какие действия учителя можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Какая мера ответственности может быть? Cамым  массовым  подписанным  международным  документом  в  рамках Организации  Объединенных  Наций  является  Конвенция  о  правах  ребенка.

Конвенция  предусматривает  обязательство  государства  защитить  детей  от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания ( ст. 37).

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия  заботы  или  небрежного  обращения,  грубого  обращения  или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

При  ее  подписании  государства  могли  сделать  оговорки  к  любым  ее положениям,  которые  они  не  хотят  признать  для  себя  обязательными,  при условии, что содержание оговорок не будет противоречить основному духу и цели  этого  международного  акта.  Интересно,  например,  что  в  отношении названного выше пункта статьи 37 Конвенции Сингапур сохранил за собой право прибегать к обоснованному применению телесных наказаний.

  Жестокое  обращение  не  сводится  только  к  избиению.  Не  менее травмирующими  могут  быть  насмешки,  оскорбления,  унижающие  сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Действующее  российское  законодательство  не  дает  четкого  определения термина ―жестокое обращение с детьми. Это словосочетание впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 году (в настоящее время документ не действует). Статьей 59 Кодекса жестокое обращение с детьми называлось одним из оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не расшифровывалось.

Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение:

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

 

Формы жестокого обращения

 

Выделяют  несколько  форм  жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое  насилие, отсутствие  заботы.

Насилие —  любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие —  действия (бездействие) со стороны родителей или других  взрослых,  в  результате  которых  физическое  и  умственное  здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

  Физическое  насилие –  это  преднамеренное  нанесение  ребенку  побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.

Признаки  физического  насилия:  синяки;  царапины  и  рубцы;  ожоги; ссадины; различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического  насилия  являются  синяки  (до  90%  всех  повреждений).  О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение  на  плечах,  груди,  ягодицах,  внутренней  поверхности  бедер,  в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.

Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию

 Для  детей  до  3  лет: малоподвижность  (при  отсутствии  биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.

Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.

Младший школьный возраст (7-10 лет): стремление скрыть травму (непереодевание на физкультуру),  нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.

Подростковый  возраст (11-14 лет): любые  формы  злоупотребления  алкоголем  и другими психотропными  веществами,  депрессивные  состояния, суицидальные попытки.

 Заподозрить  физическое  насилие  в  отношении  ребенка  можно,  если наблюдаются: неоднократное  обращение  за  медицинской  помощью  в  связи  с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети); несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей; немотивированный  отказ родителей от обращения  за медицинской помощью для ребенка; наличие  у  ребенка  особенностей  поведения,  которые  могут провоцировать  жестокое  обращение  (соматические  или  психологические заболевания, неусидчивость, родились недоношенными); предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.

Основные последствия физического насилия: агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным), пассивность, замкнутость, отсутствие друзей,  псевдовзрослое  проведение,  эмоциональная  нестабильность,  плохая школьная успеваемость. Последствия физического насилия могут быть самими разными:  отнезначительных  нарушений  и  до  грубых  отклонений,  включая психопатологии, саморазрущающее и асоциальное поведение. Это определяется возрастом ребенка, его особенностями, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний.

Некоторые дети являются более устойчивыми к физическому насилию. С этим связан миф о "пользе" физического наказания. Но, не смотря ни на что, ни при каких обстоятельствах применение физических наказаний по отношению к детям недопустимо.

Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

 Психологическое  (эмоциональное)  насилие –  это  однократное  или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки,  утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Выделяют  следующие  формы  психологического  насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.

Отвержение - неприятие ребенка, принижение его достоинства:   враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;   высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование –  угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:   угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха);   угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»);   угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).

Изоляция –  лишение  ребенка  возможности  встречаться  и  общаться  со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.

Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией,  порнографией;  преступной  деятельностью;  употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.

Игнорирование –  отсутствие эмоционального отклика на  нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:   нежелание  или  неспособность  взрослого  взаимодействовать  с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.

Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия:

0-1  год (нарушение  сна  и  аппетита,  плаксивость,  отсутствие  реакций  на окружающих либо небезопасная привязанность); 1-3 года (недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на  объектах),  агрессивность,  задержка  речевого  развития,  неразборчивая привязанность  к  малознакомым  взрослым,  отсутствие  навыков самообслуживания); 3-6 лет (трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание  взрослых  любыми  средствами,  несформированность  социальных навыков, прилипчивость; 6-12  лет (школьная  неуспеваемость,  прогулы  школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение; подростки (неспецифические  признаки):  депрессия,  низкая  самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).

Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого  времени,  является  наиболее  деструктивной  формой  жестокого обращения,  затрагивающей  все  сферы  развития  ребенка.  Особенно  опасно психологическое  насилие  для  маленьких  детей:  отсутствие  эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.

Основные  последствия  психического  насилия: задержка  физического, психического  и  эмоционально-волевого  развития;  эмоциональная  незрелость; страхи, фобии; нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями); психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная  астма,  кожные  заболевания);  нарушение  познавательной деятельности.  Эмоционально  теплые  отношения  ребенка  с  родителями  или лицами, их замещающими, в первые годы жизни, являются важнейшим условием для  его  нормального  психического  и  физического  развития.  Недостаток  или отсутствие  такой  эмоциональной  поддержки,  вызывает  существенные психические  и  поведенческие  расстройства,  которые  будут  проявляться  во взрослом возрасте. Психологическое насилие может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери – он нежеланный, лишний, его уже не любят.

Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало  неотъемлемой  чертой  современной  семьи.  И  это  не  обязательно неблагополучная  семья,  например,  где  родители  злоупотребляют  спиртными напитками.  Часто  это  семья  с  хорошим  материальным  достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.

Самое  страшное  то,  что  в  будущем  модель  поведения  родителей,  станет стандартом  поведения  ребенка.  Например,  если  его  родители  применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье.

 Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

 Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые:  демонстрация  ребенку  обнаженных  гениталий;  демонстрация порнографических  и  эротических  материалов,  а  также  вовлечение  ребенка  в изготовление  подобных  материалов;  подглядывание  за  ребенком  во  время совершения им интимных процедур.

По некоторым данным, в нашей стране ежегодно регистрируется 7 —8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, однако реальное число пострадавших, по  меньшей  мере,  в  десять  раз  больше.  Растет  количество  публикаций, посвященных изучению различных аспектов этой проблемы, в рамках первичных и  отдаленных  последствий  сексуального  насилия  описываются посттравматические стрессовые расстройства, дистресс, личностные нарушения, девиантное сексуальное и аутодеструктивное поведение, алкоголизм, наркомании и даже психотические состояния

Категория: Консультации для родителей | Добавил: Школа
Просмотров: 510 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz