Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 12:44

Официальный сайт МКОУ Каменская НОШ-д/с

Меню сайта
Категории раздела
Методические материалы [35]
Воспитательная работа [0]
наш банер
Работа в России
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические материалы » Методические материалы

Программа по безопасности дорожного движения
23.11.2015, 22:03

Программа по БДД "Учим ПДД - предупреждаем ДТП". Составлена учителем Ляшко Е.М.

Содержание

 

  1. Пояснительная записка

2. Содержание программы                                                                       

3. Календарно-тематическое планирование                                           

4. Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.

5. Информационно –методическое обеспечение  

6.Список используемой литературы                                                                                

7. Приложение.                                                                                                                   Конспекты занятий (8 шт.)                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Данная программа разработана в силу особой актуальности  проблемы обеспечения безопасности школьников на дорогах и улицах и на   основе образовательной программы «Школа дорожной грамоты» автор О.С. Штефняк, методиста ГАО УДОД КО «Областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения». 

       Актуальность:

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения школьников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

 

Как  правильно, родители  не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожного-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны взрослым языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача школы  и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил.

            Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности по обучению школьников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

 

Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

- Обеспечение знаний о транспортной среде;

- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

-Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

Организационное:

- Организация предметно-развивающей среды в ОУ (по ПДД);

- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

 

Педагогическая целесообразность:

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс.  В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

 

Цель программы:

Создание в  ОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения   школьников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.    

         Задачи:

1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

3. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

4. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

 

 Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ученика в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Интеграции - интегративность всех видов деятельности, реализую щихся в образовательном процессе.

- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности школьников.

- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Срок реализации программы: 1 год.

 

Формы работы:

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:

 ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

привлекает родителей к осуществлению взаимодействия со школой.

 

Работа в ходе реализации программы:

 

Продуктивные виды деятельности:

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

Развлечения, досуги

Проектная деятельность

взрослых и детей

Занятия

Экскурсии

Наблюдения

Прогулки

 

Работа

с детьми

Знакомство с художественной литературой

 

Диагностика

Игры

- Настольно-печатные

- Сюжетно-ролевые

- Дидактические

- Театрализованные

- Подвижные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

- Интерактивный метод обучения.

- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

- Личностно-ориентированная технология.

- Технология игрового обучения.

- Метод наблюдения и беседы.

 

 Методы активизации родителей и педагогов:

- Обсуждение разных точек зрения.

- Решение проблемных задач семейного воспитания.

- Ролевое проигрывание ситуаций.

- Тренинговые игровые упражнения и задания.

- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

- Обращение к опыту родителей.

 

Направления работы сотрудников ОУ по реализации программы:

1. Директор.

- Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- Проведение инструктажей;

- Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.).

2. Классный руководитель.

- Определение места системы Обучения школьников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве школы и детского сада, его связи с другими направлениями.

-Разработка  проектов и планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:

1) оформление уголков безопасности;

       2) информационные стенды для родителей;

3) площадка для практических занятий с детьми.

4) подбор литературы, фотографий по ПДД;

5) изготовление атрибутов к играм.

- Взаимодействие с родителями.

- Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.

- Проведение минуток по ПДД.

- Организация участия школьников в акциях, проводимых МОО

 

 Ожидаемые результаты:

 

Образовательный:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

-Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

 

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

 

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

 

В процессе обучения  дети учатся:

 - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;  -  ставить вопросы;

- обращаться за помощью;                                                                                  

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Формы подведенияитогов реализации  образовательной програм мы:

 

- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года

- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов

- Участие в соревнованиях, конкурсах, викторинах, олимпиадах, акциях.

 

Способы проверки результатов:

 

В процессе обучения по данному курсу отслеживаются три вида результатов:

- входные (проверяется уровень остаточных знаний перед началом обучения по курсу);

-промежуточные (проверяется уровень освоения детьми курса по каждой теме);

-итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению курса за весь период обучения и по окончании всего курса).

       Мониторинг осуществляется с помощью тестовых заданий составленных в нескольких вариантах, как в целом по всему курсу, так и по отдельно взятым темам.

 

  1. Содержание

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Роль ПДД в жизни современного школьника. Проверка остаточных знаний. Игры на знакомство.

 

Тема 2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)

Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.

 

Тема 3. Пешеходные переходы (2 часа)

Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Дорожные ловушки. Пешеходные переходы в районе школы.

Тема 4. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.

 

Тема 5. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)

Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода регулируемого перекрестка. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.

 

Тема 6. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)

Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.

Тема 7. Дорожные знаки (1 час)

Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы, Дворца творчества.

 

Тема 8. Итоговое занятие. Зачет (1 часа), олимпиада

Опасность игр вблизи проезжей части. Площадки для игр. Катание на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах

 

  1. Тематический план программы

«Учим ПДД- предупреждаем ДТП»

п.п.

 

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

0

1

2.

День пешехода. Пешеходные переходы.

2

1

1

3.

«Вопросы инспектора Мигалочкина» Нерегулируемые перекрестки.

1

1

0

4.

Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

2

1

1

5.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

2

1

1

6.

Дорожные знаки

1

1

0

7

«Дорожные ловушки»

1

1

0

8.

Итоговое занятие. Зачёт.  Олимпиада по ПДД.

2

1

1

Итого:

12

7

5

 

           4.  Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.

Кого называют пешеходом?

Что такое транспорт?

Для чего предназначен тротуар?

Что такое перекресток?

Для чего служат ПДД?

Для чего служит проезжая часть?

Где надо переходить улицу?

Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?

Где можно играть?

Как нужно вести себя на улице?

Кому дает команды пешеходный светофор?

При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?

Зачем нужны дорожные знаки?

В каких местах устанавливается знак «Дети»?

Где можно кататься на велосипеде?

Почему опасно цепляться за автомобили?

Почему на санках нельзя кататься на улице?

Где нужно ожидать общественный транспорт?

Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?

Как нужно себя вести в общественном транспорте?

Почему нужно всегда соблюдать ПДД?

Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?

Какие дорожные знаки помогают пешеходу?

Для чего служит дорога?

Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

Для чего нужна обочина на дороге?

Какие транспортные средства вы знаете?

Где и как ходить по улице, если нет тротуара?

Каковы особенности движения пешеходов?

Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?

В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

Как нужно идти по пешеходному переходу?

Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

В каких местах можно переходить дорогу?

Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

Кому дает команды пешеходный светофор?

При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?         

Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?

 Как отличить главную дорогу от второстепенной?

Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

Для чего нужны дорожные знаки?

На какие группы делятся все дорожные знаки?

Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?

Какие   знаки   для   пешеходов   входят   в   группу   информационно-

указательных знаков?

Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?

Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?

Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?

 

  1. Методическое обеспечение

Методическое обеспечение включает в себя планы-конспекты занятий, средства контроля, методические разработки для проведения занятий в игровой форме. Организационно-технические условия, позволяющие реализовать содержание данной программы, предполагают наличие 2-х компьютеров и  мультимедийного проектора, СД дисков с обучающими программами.

При обучении по данному курсу используются следующие методы обучения: словесный метод, практическая работа, метод игры, наглядный метод, экскурсии, праздники. Множество заданий выполняется с помощью компьютера и необходимых программных средств. Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и задачами конкретного занятия и содержания обучения курса.

 

  1. Список рекомендуемой литературы для педагога
  1. Кирьянова, В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]: методическое пособие/ В.Н. Кирьянова.- М.: Изд. Дом Третий Рим, 2007. - 56 с.
  2. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – Изд. 2-е испр. и доп.- М.: Транспорт, 1996. – 65 с.
  3. Степанов Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. -2006. -№5. – 12 -16 с.
  4. Щелканова, Т.Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008.
  5. Сайт  «Сеть  творческих  учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx? Cat _no=2168&Tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=23860
  6. Сайт  «Детские  электронные  книги  и  презентации» http://viki.rdf.ru/cat/1_klass/
  7. Мультимедийный диск «Правила дорожного движения для детей». ООО  «Селена» 2008 год.

 

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

  1. Безопасность на дорогах: учебное пособие – рабочая тетрадь. М.: Интелин, 2011. – 128 с.
  2. Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.
  3. Орлова Д. Правила дорожного движения для школьников и малышей. [Текст] Задания, которые научат самому важному/ Д. Орлова. – СПБ: Изд-во «Прайм – Еврознак», 2007. – 33с.
  4. Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста.[Текст]: книга для учащихся/ А.Л. Рыбин - М.: Просвещение, 1992 –25 с.

 

Категория: Методические материалы | Добавил: Школа
Просмотров: 613 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz